Макс пишет, Оксана комментирует (rempel) wrote in m_sch,
Макс пишет, Оксана комментирует
rempel
m_sch

Categories:

День словно в стороне висел

Михаил Щербаков
КОНЕЦ НЕДЕЛИ
День словно в стороне висел, нас как бы не касался. Am A B
Он выдался не хмур, не скор, не более весом, Gm A7
чем всякий дар небес, и нам последним не казался. Am Dm
А это был последний дар - и никаких потом. Am G E7/G# Am
Но кто же в пятом знал часу, что станет с ним в шестом? E7 E7-9 E7 Am
Вне связи с миром наш тонул в снегах двуглавый терем,
и рысью, да не той, какой рысак рекорды бьет,
а родственницей льва, сиречь лесным пятнистым зверем,
шли сумерки на нас, но мы не брали их в расчет.
А ром меж тем уже не грел, и джем горчил, и мед.
В жаровне жгли мы хлам сырой, она черно чадила,
и было вопреки слезам и стонам здешних зим
окно отворено, ведь нам на ум не приходило,
что это наш последний дым, и ничего за ним.
А зверь меж тем сужал круги, неслышен и незрим.
Рассеянные, как чета беспечных новобрачных, Am E F
мы вздрогнули, когда не в срок, отстав на целый круг, Dm E7
прокаркал заводной летун двенадцать равнозначных, Em Am
двенадцать безразличных раз, - но вздрогнули не вдруг. Em D H7 Em
Меж тем летун порхнул в окно, и взмыл, и взял на юг. E7 E7-9 E7 Am
Огонь еще моргал, мерцал, извивы и изгибы
пестрели на стене, но мы смотрели не туда.
А это был последний текст, который мы прочли бы,
и сумерки уже над ним смыкались, как вода.
Одно лишь слово было там, и слово было "Да".

Мои комментарии (Макс Ремпель)
1. двуглавый терем, ... вопреки слезам и стонам здешних зим... жгли мы хлам сырой - думаю, это описание подмосковной дачи, воскресенья, проведенного на зимней даче.
2. Рысью, да не той, какой рысак рекорды бьет, а родственницей льва, сиречь лесным пятнистым зверем... а зверь меж тем сужал круги - тут все ясно, хищник, угроза.
3. прокаркал заводной летун ... Меж тем летун порхнул в окно, и взмыл, и взял на юг - кукушка. Думаю, что здесь очевидная аллюзия на "Кукушка, кукушка, сколько мне жить осталось".
4. взял на юг - "Уехать на юг" в узких кругах в 80-е годы означало уехать в Израиль. Не знаю, имеет ли это отношение к смыслу, но см. дальше.
5. извивы и изгибы пестрели на стене ср. с Брюсовским: Тень несозданных созданий / Колыхается во сне, / Словно лопасти латаний / На эмалевой стене.
6. Рассеянные, как чета беспечных новобрачных - вот тут основная загадка песни. Кто были эти "мы"? Очевидно это была их последняя встреча. Возлюбленная? Друг? Родственник?
В пользу возлюбленной говорит: Одно лишь слово было там, и слово было "Да", (так и не прочитанное)
Сравните с другими песнями про даму сердца:
Ой, да что ж это такое (1982), Затем же, зачем рыжий клоун рыж (1989), Порою давней (1990), Вторник, второе августа (1994), Сверчки-кузнечики (2000).
С другой стороны, тогда, в 1996, когда песня писана, маэстро относился к дамам нарочито свысока, и не позволял себе, снизойти до преклонения, или тем боле жалобы. Отсюда исходит второе предположение, что это вовсе не дама, а друг или родственник, причем мужеска пола. Как тогда трактовать последнюю встречу? Отъезд в Израиль в те времена уже не воспринимался как последняя встреча. Стало быть гибель?
Тут и кукушка, и рысь, и "последний дым, и ничего за ним" и "кто же в пятом знал часу, что станет с ним в шестом"
На этой неразрешенности и раскланиваюсь. Историки рассудят.
Subscribe

  • Дуэтный концерт в Гнезде Глухаря 3 апреля 2021

    Программа дуэтного концерта Михаила Щербакова и Михаила Стародубцева (клавиши) Вступительное слово МЩ о многолетнем сотрудничестве с МС. 1.…

  • С днём рождения!

    День весенний сегодня чудесен. А для нас он вдвойне интересен. Ибо мы сообща поздравляем МЩ и желаем здоровья и песен!

  • Как-будто куплет выпал

    Текст последнего опуса редкостно созвучен моим ощущениям. Гарантируется свобода мысли и слова. Но есть нюансы. Не допускаются пропаганда и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments