oksavoskul (oksavoskul) wrote in m_sch,
oksavoskul
oksavoskul
m_sch

Categories:

МКЩ и русская литературная традиция меморизации детских воспоминаний


Начну с небольшого офф-топика: мы с моей лучшей половиной на днях пересмотрели "Зеркало" и поняли, что видим его новыми глазами: то, что двадцать лет тому назад казалось несколько бессвязным и разрозненным или просто ускользало от восприятия, вдруг связалось воедино и обрело непреложную логику и простоту. Мы подумали, что отчасти дело в том, что с возрастом/временем происходят какие-то сдвиги в сознании, как будто обретаешь другой угол зрения: широкоугольный. Но с другой стороны, мы просто за эти годы столько всего принципиально нового по способу подачи поглотили и переварили, что это уже не столько влияние нашего индивидуального возраста и опыта, сколько эффект добегания: мы действительно вместе со временем "догнали" забежавшего вперед Тарковского и научились (в том числе и благодаря ему и генерированным им волнам) по-новому видеть, более систематизированно, что ли, постигая "связь вещей" без всяких усилий. Тарковский просто по-другому воспринимается сегодня, чем воспринимался эн лет назад.
А сегодня мне захотелось переслушать "После детства", и я вдруг поняла, что и тут то же самое. И всегда одно и то же. Песня, в которой что-то отвлекало, мешало, не сходилось, в один прекрасный день судьбой стучится в дверь и становится простой как пять пальцев. Из длинной превращается в короткую и емкую. Ключом в этот раз послужило

И числа вновь обретали сложность.
И сознавал я свою ничтожность,
и изнывал от ненависти к себе...

Меня такие открытия каждый раз приводят чуть не в столбняк. Ну просто мурашки по коже, как осознаешь во всей полноте, до ужаса ясно: гениальная песня, гениальный рассказ о взрослении, "о времени и о себе". По тонкости вникания в психологию ребенка и в психологию взрослого, пытающегося вспомнить хоть что-то из той поры, Достоевскому МКЩ еще и фору даст.

С собою мне и теперь не слаще,
но не о нынешней мгле и чаще...
Кто мы теперь, я примерно знаю...
... кто были те, что по шпалам липким
до сей поры эшелоном гибким
не торопясь идут по своим делам?

А уж в добрую традицию российской литературы размышлять на тему "детство, отрочество и юность" эта и еще несколько песен МКЩ вписываются просто золотыми буквами:

Подросток
Балтийские волны
Если пойдешь ты пешком...
Москва-Сухуми
Это не я


Меня же ужасает, собственно, каждый раз одно и то же: если эта песня, которая, вообще-то говоря, одна из самых простых у МКЩ, может столько лет пролежать в дормантном состоянии, не задевая чьего-то индивидуального сознания, то сколько же всего еще находится под поверхностью, какие неисчерпаемые сокровища таятся в глубинах?!? Как будет восприниматься МКЩ через эн лет, когда произойдет эффект добегания времени до его уровня? Нет, волосы действительно дыбом встают...
Subscribe

  • понедельник - почти вторник

    спраздником)

  • (no subject)

    Сдаётся мне, эти размышления будут актуальны здесь. По крайней мере, они точно описывают разницу между Щербаковым и авторской песней, а также…

  • Дуэтный концерт в ГГ 19 июля 2021 года

    Прозвучали три новые песни, написанные на музыку Жоржа Брассенса. I отделение 1. Шарманщик (Мало ли чем представлялся и что означал…) (1991) 2.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments

  • понедельник - почти вторник

    спраздником)

  • (no subject)

    Сдаётся мне, эти размышления будут актуальны здесь. По крайней мере, они точно описывают разницу между Щербаковым и авторской песней, а также…

  • Дуэтный концерт в ГГ 19 июля 2021 года

    Прозвучали три новые песни, написанные на музыку Жоржа Брассенса. I отделение 1. Шарманщик (Мало ли чем представлялся и что означал…) (1991) 2.…