Леонид Блехер (leonid_b) wrote in m_sch,
Леонид Блехер
leonid_b
m_sch

Categories:

Избранные места из переписки с другом


По поводу статьи Льва Александровича Аннинского "Бездна звезд".
.........................
Привет!
Посылаю тебе статью Л.А.Аннинского про М.К.Щербакова и одноимённый сборник МКЩ.
Статья Л.А. в содержательной части, так сказать, полемизирует с твоей статьёй в том же сборнике, равно и с Катиной.
Вообще Аннинский меня несколько обескуражил. Сколько я ни вчитывался в текст его, так и не понял, что в нём про Щербакова. Ну, может быть, тырасчитаешь его и найдёшь - тогда поделись, будь ласка, не дай умереть дурой. Тем более, что я дам ссылку на эту статью в ЖЖ.
.........................
Леша, спасибо, прочитал.
Аннинский, конечно, злоупотребил описанием (несколько, как ни смешно, в марксистско-ленинском духе) той "исторической обстановки", в которой творил поэт. Но мне не кажется, что о Щербакове в статье ничего не сказано. Правда, на мой взгляд, не сказано ничего существенно нового по сравнению с тем, о чем говорилось десять лет назад. Смещен только один акцент: раньше Л.А., вослед Быкову, трактовал М.Щ. преимущественно как "игрока в слова", теперь больше налегает на эсхатологическую составляющую его творчества. И это, на мой взгляд, правда, только усеченная, потому что какой же эсхатологизм без ценностного восприятия мира - а о нем у Аннинского, как и десять лет назад, ни слова.
Особого спора ни с Катей, ни со мной я в статье не заметил, а есть в ней скорее лишь несогласие. Ну что ж, имеет право. 
А вообще в этой реплике многое кажется мне странным. Скажу только о двух вещах.
Первое: М.Щ. описывается как поэт эпохи постсоветского постмодернизма.
То есть так, будто и постмодернизм, по ведомству которого он зачислен, и само его творчество начались где-нибудь между Гайдаром и Путиным, а не в те годы, когда СССР был если и не здоров, то уж по крайней мере жив, последующей же "бездной" еще и не пахло. Иными словами, М.Щ. у Аннинского как бы реагирует на то, что началось куда позже, чем его творчество.
На мой взгляд, озадачивающий хронологический сбой.
И второе. Цитирую: "Истины висят гроздями, ни одна не по зубам. Всё пыль, все мелют хором. А я здесь не. Не желаю объяснять. Не смотрю. И ничего душа не хочет, когда не может ничего. Мир сверкает красками, гремит весельем, зазывает маршрутами. Но краски мнимы, веселье обманно, маршруты коварны. На самом деле там смута одичалых племён. Хаос шевелится".
Все правильно. Отличное описание. Только если вспомнить Лермонтова и Боратынского, то начинали эту тему как раз они. И опять-таки задолго до Гайдара и Путина, и опять-таки вовсе не потому, что (снова цитата) "Никакого неба!". Наоборот! Удивляюсь, как блистательный филолог Аннинский не вспомнил об этой важнейшей литературной традиции, которую в совершенно новом повороте продолжает М.Щ.
Ладно, что есть, то есть.
Ну, чао!
................................
> Раньше Л.А., вослед Быкову, трактовал М.Щ. преимущественно как "игрока в слова",
> теперь больше налегает на эсхатологическую
> составляющую его творчества. И это, на мой взгляд, правда, только
> усеченная, потому что какой же эсхатологизм без ценностного
> восприятия мира - а о нем у Аннинского, как и десять лет назад,
> ни слова.

Что такое "эсхатологизм"? И вообще, и в данном случае?

> Все правильно. Отличное описание. Только если вспомнить Лермонтова и
> Боратынского, то начинали эту тему как раз они. И опять-таки задолго
> до Гайдара и Путина, и опять-таки вовсе не потому, что (снова цитата)
> "Никакого неба!". Наоборот! Удивляюсь, как блистательный филолог
> Аннинский не вспомнил об этой важнейшей литературной традиции, которую
> в совершенно новом повороте продолжает М.Щ.

К Боратынскому это имеет полное и прямое отношение, а вот насчёт Щербакова - я уж и не знаю. По мне, так известная концепция "скрытого лиризима" к нему имеет существенно большее отношение.
Но вообще жаль, конечно. Аннинский упустил роскошную возможность стать тем, кто ввёл бы в нашу литературную культуру совершенного гения.
...................................
"Эсхатологизм" - слово, употребляемое мной в самом обычном, лишь слегка метафорическом смысле. Это ощущение приближающегося "конца времен", нарастающей катастрофичности окружающего мира. Напрямую об этом - одна из самых великих песен Щербакова, "Конец недели". Но вообще ощущение тотальной катастрофичности бытия - один из лейтмотивов его творчества, как и контрапунктом сопутствующий ему мотив стоицизма, выстаивания перед лицом этой надвигающейся метафизической (а может быть, и физической) угрозы.
И юмор, ирония Щербакова - как раз важнейшая составляющая этого стоицизма, этого бытия перед лицом невозможности быть.
А симптомы "конца времен" - в том, что мир становится шатким, недостоверным, кривляющимся, фантомным (об этом писали и Аннинский, и Быков, и Савоскул).
Как красиво сформулировал Аннинский, говоря о Щербакове, "чувство бездны, над которой трепыхаются декорации жизни".
Но это эсхатологическое ощущение (оно было сильным и в Серебряном веке, например у Блока) - вовсе не то же, что обозначается столь любимым в Интернете словом "пипец". Оно, и в собственно религиозном его переживании, и вне его, неотторжимо от острого ощущения "подлинных ценностей", попираемых наличным состоянием мира. Если угодно - неотторжимо от идеала. И в творчестве Щербакова он есть, причем разветвляется по разным мотивам: любовь (тут опять прав Аннинский), море и берег ("Тирренское море", "Менуэт"), слово и вообще творчество, Мария - да многое.
Что касается "скрытого лиризма", то я не очень понял, о чем речь.
А насчет Лермонтова (насчет Боратынского - меньше) - стоит задуматься.
Вспомни.
"Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа",

"Как ветхая краса, наш ветхий мир привык
Морщины прятать под румяны",

"Как разрумяненный трагический актер,
Махающий мечом картонным",

"И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг,
Такая пустая и глупая шутка".

Ну и т.д. Сравни это с "И ничего душа не хочет..." или "Будем считать, что я здесь не", цитируемыми Аннинским. Филолог Щербаков знает, что пишет. Знает свои литературные корни.

И напоследок. То, о чем я тебе написал, представляется мне достаточно важным, если обсуждать природу творчества Щербакова. Больше тебе скажу: я рад, что сумел хоть как-то это сформулировать.
.................................
 

Subscribe

  • Как слово отзовётся

    Зачем любовь твоя, сказав «ещё чего», незнамо с кем бежала в Кишинёв? СМИ сообщили о намерении Великобритании отправлять беженцев в Молдову.

  • Перевод на французский

    В фб-сообществе "Французские (и не только...) песни - по-русски" опубликован перевод "Заклинания", автор - Ярослав Старцев. По-моему, очень хорошо!…

  • Концерт в Гнезде глухаря СПб 30.09.2021

    Программа: Вступление 1. Сверчки-кузнечики 2. Рыба 3. Под знаменем Фортуны... 4. Занавес 5. Волк 6. Балтийские волны 7. Аллилуйя 8. 1991 9.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments