Пётр (piter239) wrote in m_sch,
Пётр
piter239
m_sch

Category:

Транскрипт концерта Михаила Щербакова в Питере

По доброй традиции листа любителей Щербакова с сайта http://www.blackalpinist.com/scherbakov/, после каждого концерта кто-нибудь из присутствующих составляет запись исполненных песен, вопросов и ответов маэстро. В этот раз я сидел на 2-ом ряду, и у меня был с собой диктофон. Не прошло и недели, как я собрался и сделал практически стопроцентную расшифровку текста.

Итак, устраивайтесь поудобнее, почувствуйте себя в зале у Финляндского вокзала... На сцену, посреди которой стоит стол, стул и микрофон, выходит сорокалетний Михаил Щербаков с гитарой....

"Прошу покорно рассаживаться!

Знаете, в течении более чем уже 20-ти лет я достаточно регулярно приезжаю в Петербург, надолго ли или на несколько дней - это бывает по разному. Но каждая поездка почему-то связана с какими-то если не приключениями, то курьезами, мне памятными. Я не буду о них рассказывать, естественно. А вот в этот приезд я собирался, очень серьезно готовился, думал что буду чрезвычайно сдержан, молчалив, мрачен и неумолим в своих песнопениях. И по приезде выяснил, что по ошибке взял с собой не те тексты с собой. Поэтому программа получится довольно жизнерадостная, и я бы даже сказал брызжущая весельем, за что прошу меня простить - это будет не совсем естественно, не совсем свойственно мне. Песенки будут, как всегда, значит, древние и новые, те которые пел много раз и те, которые здесь еще не пел. Вопросы принимаются - о них я еще скажу. Что еще добавить - не знаю.

Начну с самого бодрого и бравурного своего сочинения. Это такой гимн всему существующему на Земле, под названием "Жизнь прекрасна!"

Песня "Достиг вершин членкор какой-нибудь..."

(в конце песни неоднократно кричал ребенок на первых рядах)
Дуэтом? Понятно… Ничего, хоть какое-то разнообразие. (ребенка удаляют из зала)

В только что исполненном сочинении заключено собственно все, что я думаю о жизни, и исполнив его, можно уже дальше в принципе ничего не петь, потому что все остальное будет уже как приложение и дополнение. И все-таки я продолжу.

Итальянский экзерсис под названием «Шарманщик»

Песня «Мало ли чем представлялся и что означал»

Очень давнее и очень пафосное сочинение. Знаете, это в таком духе как молодые люди пишут, думая что они очень опытные и взрослые.

«Надежды прочь, сомнения долой…»

Сейчас будет такой опус, как бы его так обозначить? Это что-то вроде квинтэссенции воинствующего гуманизма.

«Род людской иным не стал…»

Старинная песенка – здесь есть все: и гимн всему живущему, и воинствующий гуманизм, даже пожалуй некий элемент смирения, только пожалуй слишком уж завуалированный.

«Ах, ну почему наши дела так унылы!»

Идеальная, ну может не идеальная, но для меня очень желательная декорация для следующего номера выглядит примерно так: какая-нибудь степь, ночь, привал благородных рыцарей и благородных дам, все это с огнями, пуншем, кубками, обязательно хором и обязательно шепотом.

«Ни даже в самом тайном подполье…» ( прослушать в mp3 )

две очень старенькие песни: одна, как бы это сказать-то, об обществе, а другая – о любви.

«О Боже, благодарствуй»

Я собирался еще в самом начале сказать о возможных вопросах, как правило присылаемых в этом зале мне. Может быть их и не будет, и тогда то, что я скажу будет лишним, но мое дело – подстраховаться каким-то образом. Мне бы очень хотелось, чтобы эти самые возможные вопросы скопились в коробочке до перерыва, с тем чтобы я мог на них взглянуть и рассортировать, сэкономить время свое и всех присутствующих – потом, во втором отделении.

«Теперь на пристани толпа…»

Испанская песня под названием «Райцентр»

«Мне ничего не надо…»

Итальянская песня. Она итальянская в высшей степени: во-первых, она написана на музыку Нино Рота, во вторых в ней о Риме, ну так, хотя бы формально, а в третьих – ничего, пустой, прочерк.

«Что в чужом краю, что в отчем…»

В Иерусалиме рассказали мне притчу, правда, не сославшись на какой-либо источник – я бы проверил, конечно, ее. В ответ на все мои просьбы назвать источник, хотя бы приблизительно, чтобы знать, в каком направлении искать, были попытки пересказать притчу целиком. Пересказ удался – он был длинен и повествовал о человеке, который жил в давние времена, и кличка у него была Черный Волк. И вот он странствовал, испытывал какие-то духовные и физические страдания и перерождения, и тому подобное прочее; я не буду уж вам-то точно ее пересказывать, тем более что все это отражено в следующем произведении, написанном примерно за 8 лет до того, как я услышал эту притчу.

«Ты – Черный Волк…»

Народная цыганочка… русская народная цыганочка! Называется «Сверчки-кузнечики»

«То ли дело прежде – Крым, Кавказ…»

Чтобы далеко не отходить от энтомологии – еще одна песня о насекомых.

«Не нарушать бы вихрю эту тишь…»

Вот сравнительно недавнее впечатление любимого моего жанра – это прощальная песня. Очередная прощальная песня.

«Напоследок георгин продеть в пиджак – для колорита…» (прослушать в mp3)

(Забирал записки из коробочки) Все полученное я просмотрю в антракте, и потом поговорим. А пока еще одна старинная песенка. Хватило бы духу!

«Помнишь, как оно бывало…»

Антракт! (около 20 минут)

Вот песенка, очень мною любимая невзирая на все ее несовершенства, осознаваемые мною. Я ее называю песней для советского фильма на колхозно-производственную тему с такой, знаете, ярко-красной любовной линией; единственно, конечно, надо переписать слова, а так она годится.

«Я чашу свою осушил до предела…»

Так, теперь насчет почты. Я не все записки буду оглашать. Не буду оглашать заявок – что смогу исполню, что не смогу – не исполню. Не буду оглашать комплиментов, за которые спасибо. И не буду оглашать те вопросы, в которых я совершенно не разбираюсь, ну когда меня спрашивают «Как Вы относитесь к имяреку?» а я впервые о нем раз слышу. Вот такого рода вопросы не буду оглашать. Остальные буду.

В: Не может быть, чтобы у Вас не было специального музыкального образования
Ну, если детская музыкальная школа по классу баяна это специальное музыкальное образование, то, действительно, не может быть.

В: Любите ли Вы оперу, то есть не музыку оперную, а театральное представление?
Очень хорошее уточнение! Потому что музыку-то я люблю, а представление – нет! И не только оперное. У меня болезненная неприязнь к театру, к любому. Ну не могу я поверить в его ценность. Это долгий разговор, не буду углубляться.

Вот тут некоторые специально приехали из Москвы – так пишут – Вас послушать, а то до осеннего концерта еще далеко. Вас это раздражает, или наоборот это Вам приятно, или Вам это безразлично? Ну меня это не то чтобы раздражает. Это вызывает у меня некоторое недоумение, потому что только что буквально – несколько недель назад выступил в Москве, в Политехническом музее, пел то же самое. Какой смысл ехать так далеко? Разве что чтобы погулять по набережным, только и всего.

В: Когда Вы выучите свои тексты? Сколько можно петь с листа?
У меня и с листа-то не очень получается.
В: Как Вы относитесь к исполнителям Ваших песен?
Я вот им удивляюсь, как они это запоминают, это что-то немыслимое! Если же серьезно, я не считаю нужным это делать. Я ведь не артист, а просто автор, по совместительству исполняющий свои произведения. Не будете же вы требовать от литератора, чтобы он, читая прозу или длинные стихи читал их непременно наизусть – зачем? А почему мне трудно – не только в силу плохой памяти – у меня действительно ужасная память, а еще потому что варианты-то крутятся в голове, и всегда есть опасность спутать какой-то вариант, который еще памятен, с тем окончательным, который надо спеть. И это вызовет лишнюю путаницу и всем будет неприятно.

В: Есть ли в Вашей жизни то, что Вы считаете недостижимым, но к чему все равно стремитесь? – Нет.

В: Хотели бы Вы принять участие в фестивале авторской песни в «Петербургском аккорде» в качестве члена жюри? Нет, не хотел бы… зачем мне это?

В: Кто был Вашим любимым сказочником в детстве?
Это вопрос интересный. Я очень плохо помню свое детство и не люблю его. И сказок тоже не помню. У меня такое ощущение, что когда я начал читать, я брал первую попавшуюся книжку с полки, и это не всегда были сказки. Я читал все взрослые книжки. А сказочников – нет, пожалуй не вспомню. Плохой я ответчик.

Вот этот вопрос мне нравится: «Как Вы относитесь к попыткам запретить поцелуи в общественных местах?»
Имеются в виду поцелуи чувственные, а не ритуальные. Я бы запретил! Почему? Потому что они-то себя со стороны не видят, парочки-то. А так, если какой пассажир вовремя не отвернется, так его и стошнить может в транспорте тесно набитом. Есть парки, есть уединенные места – целуйся на здоровье. А так в метро – нет, нехорошо. Вообще, по-моему, публичная демонстрация физической близости своей с кем-либо, жестом или словом, есть признак дурного тона. К сожалению, запретить дурной тон нельзя, как и дурные манеры.

Тоже хороший вопрос: «Что нового вообще? Что слышно?»
Отвечу серьезно: Ничего нового, ничего не слышно, и ничего нового даже не предвидится! (Аплодисменты)

Спрашивают о радиостанции на малой родине моей, в городе Обнинске, крутят ли там мои песни?
Может быть, не знаю – я даже не слышал об этой радиостанции.

Стиль хороший: «Расскажите пожалуйста о своем жизненном и творческом пути»

Я просто не знаю, с какого начать – открылись две дороги! Жизненный путь мой состоит из 41 года. Первую половину я провел в калужской области, где ничем интересным не занимался, только довольно много читал. Потом мне там стало скучно, и я переехал в Москву в общежитие на проспекте Вернадского и стал учиться в московском университете. Закончил филологический факультет. К концу учебы приблизительно понял…Вот тут творческий и жизненный пути начинают сходиться! То есть сочинял я безответственно и кое-как, то есть без всяких амбиций всю жизнь, но к концу учебы я понял, что не прочь заниматься только сочинительством. И вот с тех пор занимаюсь только сочинительством. Вот вам весь мой жизненный и творческий путь - коротко и рельефно.

Так, спою я несколько московских песен. Песня называется «Красные ворота», и весь фокус в ней состоит в том, что хотя вроде бы по всему и очевидно, что персонаж – оба персонажа едут в метро, это вовсе не обязательно: они могут ехать в такси, например!

«То галопом, то вверх тормашками…»

Вторая московская – грустная, летняя песня.

«День-деньской жара в Москве…»

Следующий номер для меня серьезное испытание, потому что я его петь не умею, исполнял только два или три раза публично, и совсем еще к нему не привык. С ним такая история: когда-то – то есть «когда-то» - господи боже мой, века прошли! – года два назад я сочинил такую песенку под названием «Быстров», там уголовщина перемежалась с какой-то мистикой и вобщем ничего было непонятно, и все это на народный напев. Так вот беда не приходит одна; другой бы написал и забыл, а я задумался. И задумавшись вдруг решил, что это какое-то достаточно перспективное направление. Ту песню я петь не буду, я его много раз здесь пел, а спою еще один опыт на эту тему – тоже на народную мелодию.

«Когда, закончив школу я расстался с Подмосковьем…» (прослушать в mp3)

В: Где вы любите бывать в Питере?
Знаете, это достаточно много мест, несколько десятков раз я за двадцать с лишним лет здесь бывал – много ходил, сейчас просто не перечислить.
В: Наверняка у Вас здесь много друзей?
Ну, есть. Много не бывает.

В: Скажите, Ваш концерт в одно время с фестивалем – ошибка администраторов или принципиальная позиция в отношении организаторов фестиваля?
Я как-то не заметил большого расхождения. Открытие фестиваля было вчера, я сам там сидел в 6 ряду. Ничего такого. Сегодня там какие-то мероприятия для участников.

Законен эпистолярный...

Сейчас такой зоологический раздел из трех номеров. Один называется «Стихи о прекрасной даме»

«Для тех несчастных…»

Из серпентария – в рыбный отдел, в аквариум. Из жизни сочинителя.

«Дожил, изник в товаре…»

Ну и третья песенка, она так косвенно примыкает к миру животных. Женская песенка, тем не менее.

«В походных своих забавах…»

В: Как вы относитесь к творчеству Александра Градского и Елены Камбуровой?
Достаточно далекие друг от друга музыканты. Камбурову когда-то очень любил, много песен в ее исполнении когда-то мне нравились. Сейчас все холоднее и холоднее отношусь к ней. Градский не нравился никогда.

В: Растолкуйте пожалуйста…
Знаете, тут цитата из Толстого, я должен дать ее толкование. Мне только чтобы ее прочесть потребуется минуты 4, а чтобы дать толкование – нет уж, извините!

В: Почему у вас так часто звучит тема гибели – Вы не любите жизни?
Как Вам сказать. У меня такая идея – я же говорил, когда исполнял первую песню, что все что я думаю жизни, я там написал.
Но я могу попроще сказать: мне кажется, что жизнь – паршивая штука, но жить надо, жить приходится. Вот только и всего. А тема гибели – ну, это тема вообще литературы.

В: «Вы неправы …» Согласен! Можно дальше не читать? «Ваши тексты запоминаются с первого прочтения или прослушивания, например …»
Ну вот я таких людей как автор этой записки не понимаю. Я им дивлюсь!


В: Какие черты Вы прежде всего (видимо пропущено слово «цените») в женщине?
Черты, да? Черты – это по части внешности. Ну, грациозность, конечно.
Когда… ну, знаете… так, нет, не буду! А то сейчас все расскажу вообще. Должна остаться какая-то недоговоренность.

Так, я хотел спеть еще одно произведение обязательно, а больше – не знаю. Оно дуэтное. К сожалению в дуэтном варианте оно один раз прозвучало, и будет естественно записано на диске в дуэтном варианте, потому что оно для двух голосов, естественно. Ну вот я такой сольный вариант покажу. Называется оно «Опять Париж»

«Потом, не завтра, нет! Зимой, зимой, не раньше!» (прослушать в mp3)

Спасибо за талисман, назовем его Арнольд Арнольдович (получив в подарок плюшевую игрушку, мне показалось – крот).

И самое такое наглое – надо оставить какое-то впечатление напоследок – самое наглое мое сочинение, оно же и напутствие самому себе.

«Слава тебе, Господи..»

Спасибо за внимание, всего доброго!"




Примечание:

Четыре песни, выложенные для прослушивания, я слышал впервые в жизни. Качество записи - диктофонное, то есть исключительно для ознакомления фанатами. Не обещаю, что они долго пролежат на этом хостинге, так что - спешите видеть!

А еще я до сих пор под глубоким впечатлением от того, как Щербаков поет на концерте. Впечатление очень противоречивое, но об этом - позже!
Subscribe

  • Дуэтный концерт в ГГ 19 июля 2021 года

    Прозвучали три новые песни, написанные на музыку Жоржа Брассенса. I отделение 1. Шарманщик (Мало ли чем представлялся и что означал…) (1991) 2.…

  • Концерт в ГГ 19.07.21

    19 июля 2021 состоится концерт Михаила Щербакова и Михаила Стародубцева (клавиши) в Гнезде Глухаря (Москва, Цветной бульвар, д. 30). Билеты можно…

  • Лямбда! Я назову его Лямбда!

    Водопад новостей: На юге Бразилии медиками выявлен новый вариант коронавируса, так называемый лямбда-штамм SARS-CoV-2. В Великобритании выявили…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments