Александр Бугаев (a_bugaev) wrote in m_sch,
Александр Бугаев
a_bugaev
m_sch

Category:

"Опасаясь выступить за рамку..."

По ходу обсуждения игры с грамматическим первым, вторым и третьим лицом всплыла тема рамки, границы между мирами. Я это вижу примерно так.

Во-первых, есть слушатель песни (или читатель текста).

В тексте может быть изображена картина (как в "Балтийских волнах"), и тут мы обнаруживаем первую рамку, отделяющую мир текста от мира слушателя (зрителя).

Либо же в тексте существует лирический герой (ЛГ) со своим высказыванием (рассказом). Тогда первая рамка - вокруг ЛГ, она отделяет его от слушателя. Речь ЛГ описывает вторую картину ("Есть океан, которым брежу я"), и тоже с рамкой вокруг нее.

Тогда получается три мира (мир слушателя, мир ЛГ, мир рассказа), разделенные двумя рамками. Сам ЛГ при этом расположен в пространстве между первой и второй рамками. Если ЛГ рассказывает только о мире внутри второй рамки, то обычно сам он затенён, слышен лишь его голос. Но иногда он выходит из тени и что-то произносит через границу миров, обращаясь либо к слушателю (через внешнюю рамку), либо к персонажу (через внутреннюю - "эй, кхмер").

Взять, к примеру, Chinatown. Все, что там описывается, происходит внутри второй рамки (в сумерках китайского квартала). Сам ЛГ, стоя в тени между первой и второй рамкой, рассказывет о происходящем, а потом, на секунду выступив из тени, прямо обращается к слушателю ("... чем нас с тобою"). Мир внутри второй рамки постепенно удаляется, как будто камера отъезжает и захватывает все больший пространственный и временной масштаб.

Более сложный случай, когда ЛГ сам является действующим лицом внутри второй рамки. При этом ЛГ одновременно и персонаж в том нарисованном мире, и сам же рассказывает о нем (и тогда лучше различать роли ЛГ-расказчика и ЛГ-персонажа). В особо сложных ситауциях образуется целая система этих рамок и экранов, как в кино, где сначала зритель смотрит на некую картину, а затем камера отступает, становится видна рамка и оказывается, что та предыдущая картина была изображена на экране второго порядка, который расположен внутри изображенной картины, и так далее, причем в каждой рамке не только свое пространство, но и свое время (к примеру, прошлое, детство). ЛГ может пересекать эти рамки, входить внутрь их ("А часа через два ни с того, ни с сего, на дворе постоялом я встречу его"), смотреть на своё изображение со стороны ("Но кто, смотри, вон там? По всем статьям я сам"). А в песне "Это не я" ЛГ-расказчик смотрит на ЛГ-персонажа, разглядывающего фотографии ЛГ-персонажа второго порядка, причем все они отказывются от отождествления со своим изображением.

В финале может произойти выход из рамки ("и тут я ставлю точку с запятой"), свертывание внутреннего пространства ("Марш - под нож монтёрский, на верстак монтажный, плоский как ладонь") или даже случиться взрыв всей системы рамок и экранов ("вспышка рвет пастораль в куски коротким замыканьем").

----
P.S. По-хорошему нужно бы тут подтянуть какой-нибудь литературоведческий инструментарий, с фокализацией, амплификацией, хронотопом, автонимической речью и т.п. Но я не умею, может, специалисты напишут...
Subscribe

  • ...не хочется покоя :)

    В календари не занесен... Кроме ассоциации с Бернсом (которая, конечно же, имеет право быть), возможный вариант «календарей» —…

  • Карантинное

    Кажется, не отмечено ещё одно из давних пророчеств: Ну сколько можно день и ночь с тобою рядом оставаться и любоваться день и ночь тобой - и…

  • О свечении

    В мрачные времена хочется света. И мы знаем, где его можно найти. Начать с того, что светится сам ЛГ, хоть и не всегда самостоятельно. "Лунная…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments

  • ...не хочется покоя :)

    В календари не занесен... Кроме ассоциации с Бернсом (которая, конечно же, имеет право быть), возможный вариант «календарей» —…

  • Карантинное

    Кажется, не отмечено ещё одно из давних пророчеств: Ну сколько можно день и ночь с тобою рядом оставаться и любоваться день и ночь тобой - и…

  • О свечении

    В мрачные времена хочется света. И мы знаем, где его можно найти. Начать с того, что светится сам ЛГ, хоть и не всегда самостоятельно. "Лунная…