avrorova (avrorova) wrote in m_sch,
avrorova
avrorova
m_sch

Category:

Новые первоапрельские тезисы



Из всех частей речи в поэзии, пожалуй, реже всего используются числительные. Более того – даже употребляя последние, мало кто решается выйти за пределы первой десятки, а большинство ограничивается единицей и двойкой (вне зависимости от того, идет речь о количественных или порядковых). Трудно сказать, вызвано это трудностями с арифметикой или иными причинами.
Тем более пристальное внимание следует обратить на поэта, отличающегося не только тем, что удельный вес числительных в его творчестве существенно превосходит среднестатистический, но и удивительной широтой их применения. Речь идет о Щербакове М. К..
Особое отношение к данному предмету как было заявлено им в далеком 1981 году (в песне «Февраль», хронологически первой из признанных автором, семь раз повторяется число 18), так и декларируется до сих пор (первые строки песен нынешнего периода – «Без выходных, в 3 смены», «10 первых лет», «На 13 день», «Почти 14», «Гони 140 верст»). Трудно не вспомнить также «Интермедию-3» (1996 год), где автор в двадцати пяти строках сумел преподнести слушателю последовательность из двадцати разнообразнейших чисел -- 25, 26, 27, 28, 29, 30, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 49, 48, 48, 47, 46, 45, 1000000, 1000000000.
Из вышеизложенного ясно, что целиком охватить в одном докладе тему чисел в творчестве Щербакова невозможно. Наш труд будет основываться на случайным образом выбранном альбоме «Дежа».
Сперва приведем фактический материал. После названия песни идут использованные там числа.
1. «Эпиграф»: 7, 8, 3, 3, 19, 3, 3, 2, 2.
2. «Лунная соната»: 2.
3. «Дежа»: 32, 32, 10.
4. «Неразменная бабочка»: 2, 100.
5. «Седьмой трамвай»: 7, 2, 7.
6. «Полет валькирий»: 2, 7, 6, 7, 8, 2, 2, 300.
7. «Тирренское море»: 100.
8. «Памяти всех»: 1, 2, 100, 1, 2.
9. «Гостиница»: 4, 3, 200000, 6.
10. «Анданте»: -.
11. «Аллегро»: 9, 7, 3, 1, 200, 5, 6, 8, 14, 9, 7.
12. «Скерцо»: 3, 2, 1, 2.
13. «Флейтист»: 7, 1.
14. «После детства»: 1, 13, 2, 2.
15. «Не бывает»: 2, 90, 80, 2, 3.
16. «Эпилог»: 6, 6, 9.
Среднее значение – 4,0625 числа на поэтическую единицу. Думаю, о подобном результате другие авторы могут лишь мечтать!
Безусловным лидером является число 2 – 16 раз, ровно по количеству песен. Кстати, 32, встречающееся дважды, и 8 (трижды) -- степени двойки. Заметим, что 1 возникает гораздо реже – 6 раз. Зато число 7 – 8 раз. Вообще заметно тяготение автора к простым числам. Из использованных 65 чисел лишь 24 составных (9 из которых круглые). Нельзя не заметить хорошего знания Щербаковым математики (в «Эпиграфе» он предлагает слушателю четыре задачи на умножение, в «Гостинице» демонстрирует редкое для филолога умение считать до двухсот тысяч, а в «Аллегро» -- знакомство с дробями и понятием кривизны дуги).
Однако все это – формальные показатели. Трудно поверить, что автор ввел в свои произведения столько разнообразных чисел, не имея перед собой какой-то важной цели.
Думается, серьезную подсказку мы можем получить из песни «После детства», где прямо говорится:
«И заключал, что двойного смысла
Иметь не могут слова и числа…
И пребывал отчаянно горд собой.
Но проходила неделя, две ли,
Слова смещались куда хотели,
Как А и Б, сидевшие на трубе.
И числа вновь обретали сложность.
И сознавал я свою ничтожность,
И изнывал от ненависти к себе...»
Это почти прямая отсылка к нумерологии, основной принцип которой: «все слова, имена и числа соответствуют определённым оккультным характеристикам, влияющим на жизнь человека. За каждым числом закреплены определённые свойства, понятия и образы». Юный герой песни то верит в данные постулаты («двойного смысла иметь не могут слова и числа»), то начинает в них сомневаться («и числа вновь обретали сложность»). В зрелом возрасте лирический герой, похоже, не только твердо освоил нумерологию, но и стал ее пропагандистом. Недаром в песне «Тирренское море» он советует горожанке: «Считай машинально ступени из порта наверх» (трудно не вспомнить еще более откровенный призыв из другого альбома: «Сочти, сочти число!»). Заметим, что столь часто используемая Щербаковым двойка в нумерологии означает отрицание, двойственность, распад, противостояние, разомкнутость – черты, в которых нередко упрекают автора критики. Семерка же -- одухотворение, вертикальная связь, практический духовный учитель; характеристика духовного измерения; высший смысл, преображение (именно это многие слушатели полагают основными его достоинствами).
К сожалению, краткость доклада не позволяет привести более подробные результаты. Нам представляется, что Щербаков -- приверженец неоплатонической школы нумерологии, в которой осуществляется редукция не по модулю 9, а по модулю 66 (отсюда использование многозначных чисел, прозрачный намек «в восьми томах Платон», а также упоминание автобуса 666). Однако мы понимаем, что тема слишком сложна для исследователя-одиночки, и охотно примем помощь собратьев по науке.

Материалы предыдущей конференции:
http://community.livejournal.com/m_sch/235565.html
http://community.livejournal.com/m_sch/236282.html
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments