Татьяна Акивис (tata_akivis) wrote in m_sch,
Татьяна Акивис
tata_akivis
m_sch

Category:

...и нерифмованные строки

Уже не раз и не два в этом сообществе обсуждались рифмы в текстах МЩ.
Но этот пост я озаглавила словами о нерифмованных строках из давно не существующей песни.

В разговоре, случившемся некоторое время назад, мы с моим собеседником обратили внимание на тексты, в которых рифмы нет вовсе.
А также на то, что отсутствие рифмы нередко с изумлением обнаруживаешь в давно знакомой песне, настолько у нашего автора всё сообразно и гармонично.
Одним из таких открытий были для меня, к примеру, «Балтийские волны».

Сходу вспомнили несколько песен без рифм, и показалось, что это скорее, исключения. Но при более пристальном взгляде обнаружилось, что для исключений их слишком много.

Я пыталась найти какие-то закономерности их появления, хотя бы хронологические.
Больше всего их собралось в конце 80-х – начале 90-х. Но это был самый продуктивный период, в это время написано очень много песен, нерифмованных в том  числе.

За все годы список получился такой:

Возвращение (1985)
1990
Острова (1990)
Нет, нет (1990)
О том и речь (1990)
Молитва безумца (1990)
Колыбельная безумца (1990)
Издалека вернувшись (1991)
Очнулся утром (1992)
Бродяги (1992)
Ещё младенцем (1992)
Океан (1992)
Балтийские волны (1993)
Какой кошмар (1993)
Кадриль (1993)
Просьба (1993)
Пьеса (1994)
The Raven (1994)
Once (1995)
Циркачка (1996)
Чужая музыка 2 (1997)
Ночной дозор (1998)
Тирренское море (1999)
Анданте (2000)
Жизнь прекрасна (2001)
Завтра, вчера, всегда (2009)
Гадалка и ворон (2010)
Интермедия 8 (2011)
Без ответа (2017)
Итак, во-первых, насчёт имущества (2021)

В этих песнях рифма отсутствует совсем, но это, повторюсь, им совершенно не мешает.

Есть, напротив, гораздо больше рифмованных текстов, в том числе с внутренними рифмами и другими перекрёстными созвучиями.
Я делала когда-то раскраски к некоторым песням из цикла «Чужая музыка», пытаясь это проследить.

Но у МЩ встречаются и промежуточные варианты, когда в одном тексте соседствуют рифмованные и нерифмованные части.

В «Балладе» (1993) рифмы в обычном смысле нет, но вся песня словно нанизана на слово «следует».
«Анета» (1995) тоже без рифмы, но с повторяющимся во всех строфах, кроме предпоследней, рефреном «Анета влюблена».

В песнях «Панорама» (1991) и «Звездочёт» (1998) строфы чередуются: чётные с рифмами, нечётные – без.

В «Не только» (2013) тоже чередование: шестистишия (тема мальчика) рифмованы, а четверостишия (тема дамы) – нет. Не только непосредственно словами, но и этими, упорядоченными за счёт рифмы и, наоборот, нервными нерифмованными строками рисуются характеры и отношения.

Но не только строфы целиком!
Порой внутри одной строфы соседствуют строки с рифмой и без неё.

В «Коллаже» (1996) в каждом четверостишии 2 и 4 строки рифмуются, а 1 и 3 – нет.
Так же построена строфа в «Теме полёта» (2002).

В «1992» рифмуются между собой 2, 3 и 4 строки каждой строфы, а 1, 3 и 5 – не рифмованы ни с чем,

«Тоже пародия» (2006). Нерифмованный речитатив, которым начинается каждая строфа, вдруг скатывается к последним трём блюзовым строчкам, две последние из которых рифмуются.

В «Конце 2-й части» (2011) в каждой строфе из 5 строк рифма тоже только в двух последних.

Так же и в «Ривьере» (2012): две первые строки каждого четверостишия - нерифмованные, в двух последних – рифма.

В «Natura Non Facit Saltus» (1995) в нечётных строфах (четверостишиях) рифмы нет. А в чётных (пятистишиях) рифмуются между собой две последние строки.

В «Интермедии 12» (2019) в каждой строфе рифмуются 1-2 и 4-5 строки, а 3 и 6 – сами по себе.

Бывает, три строки четверостишия связаны общей рифмой, и только одна строчка стоит особняком: «Мужайся» (1987) и «Флейтист» (1998)
В «Сокольниках» (2009) – такая же история с первой строкой каждого пятистишия. Остальные четыре рифмуются: abab.

В «Ничему не поверю» (1989) рифмуются только чётные строки в каждом восьмистишии, составляя рифму abab. А нечётные строки, так же, как и двустишия между строфами – без рифмы.
В восьмистишиях «Джима» (1994) рифмуются только 4 и 8 строки.

В «Калейдоскопе Детском» (1993) три пятистишия без рифмы и два четверостишия. В последних рифмуются не только концы, но и середины 2 и 4 строк, а 1 и 3 не рифмуются между собой, зато в каждой из них есть внутренняя рифмы.


Внутренние рифмы в текстах МЩ - это отдельная тема, они выглядят каким-то волшебством.
Но кажется, пора закругляться, выразив неизменное восхищение его поэтическим мастерством и владением словом.

Всё же я добавлю ещё немного, на этот раз об одной существующей рифме, чтобы не потерялось.

Во «Временах года» (2019) есть строфа:

«Само собой, очки, да много ль встроишь в них?
Учил бы оптику – досада бы теперь не жгла.
Начистоту сказать, не шибко ты ловок, троечник
насчет падения, отражения и угла».

Рифму в 1 и 3 строках можно услышать, только если произнести по-московски: «троеШник». Именно так и произносит автор и на концерте, и на диске «По мотивам».

Услышав её, я вспомнила, что в эссе Самуила Лурье «Обмокни», о посмертной публикации которого я писала в 2016, в прозаическом тексте, спрятана чудесная аллитерация с тем же словом: «утонЧённые троеЧники», которая звучит, наоборот, только в петербургском произношении.

И сразу следом вспоминается рифма в стихотворении Бродского «Песенка» (Пролитую слезу...), которая тоже звучит только в питерском произношении: «колеЧко – конеЧно».
Есть запись, где сам автор читает его, конечно же выговаривая это Ч.
На эти стихи есть песня на музыку Берковского. Он единственный поёт «конеЧно».
Остальные исполнители разрушают строфу московским «конеШно».

И здесь у меня вопрос: есть ли ещё такие примеры, где рифма звучит только в местном произношении? Сама я больше не вспомнила.
Tags: обсуждение, текст
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 64 comments

Recent Posts from This Community