anya_s (anya_s) wrote in m_sch,
anya_s
anya_s
m_sch

Categories:

две концепции "Австралии"

Это два человека независимо друг от друга развлекались. Вот, может, кому понравится

Концепция 1.

Допустим, Австралия.
Ну, начнем с начала. Мальчик хочет завести себе зверюшку, отряд и семейство роли не играют, разум приветствуется, но «просто кенгуру» тоже можно. И, собственно, завел. Во всяком случае, одного имени, видимо, оказалось достаточно. Между прочим, женского пола.
Детство кончилось, ни одного муравьеда не пострадало, игрушки продолжаются в несколько модифицированном, более подходяшем возрасту и устремлениям виде. Причем цель, как и раньше, вовсе не в обретении некоего существа, поскольку более кретинского вопроса для знакомства на улице придумать себе трудно – прогрессивная часть населения ответит «в Караганде» («благородным образцам… соответствует не шибко» - врут, гады) или более прямо, но менее цензурно («требованиям высшим отвечает не вполне»), а остальные тупо примут вопрошаеющего либо за алкоголика, либо за сумасшедшего (невнимательные, черствые люди!) и просто шарахнутся. Тогда попытаемся определить, что именно интересует героя. Во-первых, он говорит, что этот вопрос «на многих действует», то есть действует, видимо, как ему надо, в отличие от той голенастой шатенки, которой «хоть бы что». И тут же во втором куплете удивляется, что «почему в таком количестве», то есть количество – это именно те «многие», а вовсе не равнодушная шатенка. Ну, мне цель видится именно в некотором восхищении перед повторяемостью явления («во всяком переулке, изначально, бесконечно, и как раз по отношению ко мне»), вроде как ребенок каждый раз веселится, хотя заведомо знает, что если куклу ткнуть в животик, то она скажет «мама», некоторые высокоинтеллектуальные личности приходят в восторг, когда их пропускает турникет в метро, после того, как они опустят жетончик, а другие тратят бешеные бабки, чтобы попялятся на каждое затмение Солнца, ну, каждому свое, короче. Особенно крутым философам нужно что-то посильнее. Ну, они и отрываются по полной. Хоть нам рассказывают, и на том спасибо.
Начинают, чтобы было удобнее, прямо с названия. Почему произведение называется «Австралия», хотя очевидно, что двух вещей там точно нет – жирафов и милиционеров? Собственно, именно на Австралию, кроме назания, указывают только муравьед и кенгуру. Далее, поскольку действие происходит в настоящем времени, непонятно, когда герой успевает «постоянно забывать» марку чужеземного мотора – на нем же написано… Мне кажется, «Австралия» - это название игрушки, в которую все время играет герой: сначала он придумывает, что живет в Австралии и, даже не успев узнать, кто именно там живет, обнаруживает, что имя выбирать куда приятнее; выросши, мысленно переносит себя на улицу в поисках незнакомок, которые быстро меркнут перед завораживающей картиной мира как полной, совершеннейшей Лямбды.

Концепция 2.
Лямбда
Эко написал, что заглавие не должно раскрывать смысл произведения, а, скорее, вводить читателя в заблуждение относительно замысла. Щербаков сказал, что заглавие должно что-то прибавлять к смыслу, а не торчать сбоку как нечто потустороннее. Эти два высказывания вполне согласуются между собой. То есть прибавление к смыслу и есть, в общем-то, введение в заблуждение, сомнение или вопрос, который способствует либо пытливому желанию разгадать смысл названия за счет текстуальных указаний автора, либо поиску сочетания псевдоконтекста (как бы ложного поля смыслов названия) с текстом произведения. Первая позиция, по-моему, бесперспективна: все, что она может (при очевидной неудаче, если сразу отбросить муравьеда и кенгуру), – породить глупый вопрос, почему произведение названо так, а не иначе. Потому.
Вторая позиция мне представляется более интересной. Объясняю. Мы исходим не из авторского замысла – пусть это останется его, автора, личным желанием объяснять что-то или не объяснять. Более того, даже если автор возьмет на себя такой труд, он может соврать или изложить ситуацию, которая может быть и являлась в свое время исходной для написания текста, но к конечному результату уже имеет слабое или никакое отношение. Так зачем мне это знать? С другой стороны, любой текст при желании можно толковать символически, аллегорически, анагогически, как угодно, и это тоже может быть интересно при условии, что способ толкования хоть как-то будет связан с посылками, заключенными в самом тексте. Здесь, например (в «Австралии»), я их не вижу, впрочем, я вообще вижу такие предпосылки довольно редко.
Так вот, что предлагается. Вообразить ситуацию, в которой возможные (лично мои) ассоциации с текстом попадают в поле моих же ассоциаций с Австралией. То есть исходить из того, что «ложное» поле названия для меня не является ложным, а именно задает координаты, в которых происходит явление песни. Я как только это представила – какое море развлечений сразу появилось! Первое, что прыгнуло и прямо ослепило – строки чудесного (очень смешного в контексте) стихотворения Чапека: «…краснела дева./ В дальний Сингапур / вы уносились в гоночной машине». Думаю, аналогии очевидны: дева (незнакомка), фосфоресцируя и рдея, плюс мотор чужеземный. У Чапека там все завязано на определении марки и номера автомобиля, цвет определяется так: видимо, авто было коричневое, иначе откуда бы взялся Сингапур? Ну а если Австралия – ясно фиолетовое, тем более, что Сингапур совсем рядом. Да, а марку забываю постоянно. Неуловимая логика, которой вроде нет, но она железно завязывает игру в географию. Дальше больше. Щербаковская география и вообще «игры с магнитной стрелой» - прыжки и кульбиты, большая любовь к соединению в одном предложении полярных, противоположных в разных системах мест (Канада – Бирма, Аляска –Калифорния, север – юг, с удовольствием бы отыскала еще кучу, но лень).
Оппозиция географического характера вкупе с Австралией не может не привлечь внимания к такому чудному слову, как «антипод». Ах, Алиса! Ах, детство кончилось, а женщины остались антиподами и во веки веков. Но Алиса оказалась тоже страшно ассоциативной. Обратите внимание, господа, что мы имеем, если выделить из текста то, на что акцентирует внимание автор длительностью и вообще выпадением из речитатива: «странно», «где я», «черт с ним», «лямбда», «где я». Не напоминает ли это (мне так очень) сквозное движение через Землю к тем самым антипапам, то есть понятно куда? Особенно если учесть двойное «где я»: что происходит? А потом: куда я попал? В сущности, лямбда более всего здесь похожа на анаграмму ругательства.
Пространство так тащит за собой время, что хочется посмотреть, а что со временем? И вот тут тоже все «антиподично»: первый куплет, допустим, здесь и сейчас. Второй – то, что было только что, то есть в первом куплете незнакомка уже уехала, а во втором происходит попытка знакомства, движемся назад, как будто, ан нет. Третий куплет – «всегда». Впрочем призвук «всегда» есть уже и во втором («когда знакомишься… предпочитаю» и т.д.). Но в третьем – абсолютное обобщение (изначально, бесконечно и как раз по отношению ко мне), то есть появляюсь «я». Ну и черт с ним, то есть со мной. (Аналогия из будущего: «мы умрем и черт бы с нами, а вот что случится с ними – совершенно неизвестно»). Но это потом, а здесь продолжается движение назад, следующий куплет – детство, от пресловутой «лямбды» – толчок, кувырок, и вновь движение, только теперь уже наоборот, оттуда – сюда (но детство кончилось, а муравьед и по сегодня остается…). И вновь поверхность, здесь и сейчас, но был уже отказ, повлекший отказ от «меня-в-бытии», то есть второе «где я» анти-меня. Короче, Австралия, куда ни кинь.
Subscribe

  • Дуэтный концерт в ГГ 19 июля 2021 года

    Прозвучали три новые песни, написанные на музыку Жоржа Брассенса. I отделение 1. Шарманщик (Мало ли чем представлялся и что означал…) (1991) 2.…

  • Концерт в ГГ 19.07.21

    19 июля 2021 состоится концерт Михаила Щербакова и Михаила Стародубцева (клавиши) в Гнезде Глухаря (Москва, Цветной бульвар, д. 30). Билеты можно…

  • Лямбда! Я назову его Лямбда!

    Водопад новостей: На юге Бразилии медиками выявлен новый вариант коронавируса, так называемый лямбда-штамм SARS-CoV-2. В Великобритании выявили…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments