rift (riftsh) wrote in m_sch,
rift
riftsh
m_sch

Category:

параллели



"Травиата"

Юность кончилась - и чудесно. Вспомнить нечего, блажь одна.
Школьным играм цена известна. Да и сегодняшним - грош цена.
Вот я в опере, мне тревожно. Бархат, публика. Два звонка.
Нечто важно и непреложно грядёт, из тьмы еле звуча пока,
когти пробуя осторожно, как сонный зверь, спущенный с поводка.

Зверю этому - для чего я? Этой музыке - я к чему?
Что в ней ревность, недуг, неволя? По-итальянски я не пойму.
Впрочем, внятен и сам собою контур, виденный сотню раз:
стать невеста должна женою. Иначе крах, ибо всему свой час.
Ибо небо кропит живою водою зря неисцелимых нас.

Бал взрывается и клубится. Брызги, возгласы, топот слуг.
"Все убийцы и я убийца", - думает публика чуть не вслух.
Тенор главный сейчас охрипнет. Мелкий зыблется нотный знак.
То споткнётся смычок, то всхлипнет, но, пряча вздох, делает новый шаг.
Меркнет свет. Виолетта гибнет. И как мне жить, Боже мой, дальше? Как?

Чей был выигрыш? Кто противник? Вспять оглянешься - пепел сплошь.
Страхам школьным цена полтинник. А уж теперешним - вовсе грош.
Зверь летучий в дымах и саже, небыль-музыка, мир иной.
Или горд не вполне ты, даже уже почти располагая мной?
Скройся прочь, улетай. Куда же летишь ты? Стой, повремени, я твой.

 

 

     Концерт на вокзале

     Нельзя дышать, и твердь кишит червями,
     И ни одна звезда не говорит,
     Но, видит Бог, есть музыка над нами,
     Дрожит вокзал от пенья Аонид,
     И снова, паровозными свистками
     Разорванный, скрипичный воздух слит.

     Огромный парк. Вокзала шар стеклянный.
     Железный мир опять заворожен.
     На звучный пир в элизиум туманный
     Торжественно уносится вагон:
     Павлиний крик и рокот фортепьянный.
     Я опоздал. Мне страшно. Это -- сон.

     И я вхожу в стеклянный лес вокзала,
     Скрипичный строй в смятеньи и слезах.
     Ночного хора дикое начало
     И запах роз в гниющих парниках --
     Где под стеклянным небом ночевала
     Родная тень в кочующих толпах...

     И мнится мне: весь в музыке и пене,
     Железный мир так нищенски дрожит.
     В стеклянные я упираюсь сени.
     Горячий пар зрачки смычков слепит.
     Куда же ты? На тризне милой тени
     В последний раз нам музыка звучит!
 

Подростковый страх инициации - один из важных и часто встречающихся мотивов и у Мандельштама, и у Щербакова. И "Концерт на вокзале", и "Травиата" интересны тем, что в них этот мотив гораздо меньше завуалирован, чем в некоторых других стихах обоих поэтов.

В "Травиате" строки "Школьным играм цена известна" и "Страхам школьным цена полтинник" наводят на еще один возможный подтекст - популярный в русском переводе середины 80х рассказ "Ночная школа" ("La escuela de noche") Кортасара. Тема рассказа - ночная инициация "книжного" мальчика на фоне музыки и тоталитарного общества.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments